Александр Мишарин: «Мы можем обеспечить около 70% потребностей российского рынка инсулина»

Александр Мишарин: «Мы можем обеспечить около 70% потребностей российского рынка инсулина»

В Свердловской области сегодня темпы и объемы промышленного производства почти в два раза превышают средние по России. Сегодня здесь создаются совершенно новые направления производства материалов с применением нанотехнологий, налаживает выпуск новых лекарственных средств. На наши вопросы отвечает член Президиума Госсовета, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, как возникла идея развивать именно фармацевтический кластер, ведь ваш регион традиционно воспринимается как центр тяжелой промышленности?

Почему же? В области фармацевтики у нас тоже давние традиции. Именно на Урале в 1942 г. был изготовлен и применен пенициллин, который спас жизнь миллионам раненых и больных и в войну, и после войны. Но в последнее время фармацевтика у нас развивалась очень слабо, мы уже практически не видим на прилавках аптек лекарств от российских производителей. Конечно же, такое положение надо менять.

Сегодня наш фармацевтический проект, начинавшийся как региональный, уже стал федеральным. Но когда мы начинали, честно скажу, даже у меня не было стопроцентной уверенности в успехе. Потом решили: если уж создавать такое производство, то крупное, с опорой на мощную научную базу, а это возможно только при формировании мощного фармацевтического кластера. Мы начинали с объема производства в 1 млрд руб. в год с прицелом выйти на 100 млрд, когда комплекс заработает на полную мощность. Сначала это казалось немного фантастичным, но уже сегодня мы понимаем, что реально можем выйти к 2020 г. на показатель в 60 млрд руб., а если сохраним сегодняшние темпы развития — то и на больший.

Какие конкретно направления вы развиваете?

Прежде всего, мы достаточно серьезно продвинулись в направлении производства инсулина. 30 лет в России не было своего инсулина, все диабетики пользовались импортным. Сегодня мы наладили свое производство, работает линия полного цикла: от создания субстанции до расфасовки готового препарата. Для этого построены заводы по производству субстанции, фасовке, выпуску стеклянной тары. Все они получили сертификаты соответствия европейскому стандарту. Сегодня мы полностью обеспечиваем инсулином Свердловскую область и 20% выпускаемой продукции направляем в другие регионы. А в принципе, наши мощности позволяют обеспечить около 70% потребностей российского рынка. Кстати, выход нашего российского инсулина на рынок в 1,5 раза опустил цены. Уже сегодня мы имеем приличную рентабельность, и готовы дальше снижать цены без потери качества.

Работаем и в других направлениях, прежде всего по производству препаратов для диализа.

Практически заканчиваем испытания противовирусных препаратов таких, как триазавирин — это препарат против гриппа, он очень хорошо работает. Принцип действия препаратов этой группы заключается в том, что они стимулируют иммунитет человека на борьбу с вирусом, поэтому их также можно использовать при лечении гепатита и других вирусных заболеваний. На мой взгляд, это очень перспективное направление.

Еще один проект, посвященный использованию методов ядерной диагностики, мы делаем вместе со «Сколково». Применение радиоактивных изотопов позволяет выявлять онкологические заболевания на ранней стадии, а затем — локально бороться с опухолями, не нанося вреда организму в целом. Сегодня такая методика активно применяется в США и других странах, но мы, безусловно, можем очень быстро их догнать.

Я перечислил лишь часть направлений, по которым мы работаем. Неудивительно, что сотрудничеством с нашими предприятиями активно интересуются крупнейшие мировые фармацевтические компании. И я надеюсь, что вместе с ними мы создадим совместные предприятия, где увеличим выпуск уже существующих препаратов, а также организуем производство новых, что позволит нам выйти на зарубежные рынки.

Какое место занимает развитие фармацевтического кластера в общей экономической стратегии развития региона?

Мы взялись за эту отрасль серьезно. Я думаю, что развиваясь, она составит 3–5% объемов нашего промышленного производства.

В деле обеспечения населения лекарствами не все решается только приростом объемов — не менее важна система мониторинга распространения лекарств. Не секрет, что Минздравсоцразвития получает такую информацию с задержкой до шести-восьми месяцев. В этой ситуации в некоторых регионах начинают внедряться собственные системы мониторинга продаж, реализации лекарственных средств. Для вас эта тема актуальна?

Она очень актуальна. Здесь нельзя допустить ажиотажного спроса, нельзя допустить дефицита. У нас была ситуация, когда то техническим причинам не проводились торги и количество лекарств на складах уменьшилось. Где-то кто-то в аптеке не смог купить нужное средство, сразу пошли слухи, на имеющийся уже дефицит наложился дополнительный спрос. И нам пришлось достаточно большие усилия приложить для того, чтобы успокоить население.

Лекарства должны завозиться своевременно. Мы всегда должны иметь на складах как минимум двух-, а по ряду препаратов и трехмесячный запас, чтобы существующая система работала без сбоя. При таком подходе и мониторить ситуацию легко: есть двух-трехмесячный запас — значит, все в порядке.

Новый Закон об охране здоровья граждан существенно меняет роль регионов в регулировании многих важных вопросов организации здравоохранения. Какие в связи с этим возникают задачи перед правительством области? Как будут регулироваться финансовые потоки? Как планируется осуществлять контроль за деятельностью учреждений, оказывающих коммерческие услуги в рамках обязательного медицинского страхования?

Да, с 1 января следующего года все здравоохранение в регионе ляжет на наши плечи: финансы, трудовые ресурсы, основные средства. В сфере медицинского обслуживания сегодня достаточно много проблем, особенно в первичном звене, в поликлиниках. Прежде всего, надо устранить очереди на прием к врачу. Значит, надо увеличивать количество и размер ставок для специалистов, наладить обучение. Хорошие результаты должна дать реформа системы записи на прием, создание «электронной очереди». Все эти процессы нужно запустить достаточно быстро, максимум за год-два.

Пока особенно хорошо мы продвинулись в области родовспоможения. В области уже действует целая сеть перинатальных центров — девять медучреждений. Их мощность позволяет принимать каждые четвертые роды в области.

Самое важное — четко определить соотношение платного и бесплатного медицинского обслуживания. Что касается бесплатной (государственной) части, то мы ее всемерно развиваем в соответствии с принятой у нас в области программой модернизации. Эта же программа предусматривает и развитие сети платного здравоохранения. Конкретные направления определены, дальше, по мере их развития, мы будем корректировать программу. Я считаю, что здесь нужно двигаться поступательно, избегая резких движений.

Но высокотехнологичная помощь, сложные операции конечно, не могут осуществляться без поддержки государства, федеральных и региональных субсидий. Безусловно, это направление нужно развивать отдельно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback на Вашем сайте.

Оставить комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.