Если запаздывает развитие речи

Если запаздывает развитие речи

Речь — это очень тонкий процесс, формирующийся до четырехлетнего возраста. Причем здесь все очень индивидуально и зависит от социальной среды, в которой малыш воспитывается, пола ребенка, психологической близости с матерью, физиологии, развития и функционирования головного мозга. Взрослые следят за тем, как формируется речь у ребенка, провоцируют его на формирование звуков, речевое развитие в общении с окружающими. Если развитие речи затягивается, малыш существенно отстает от своих сверстников, стоит обратить внимание. Ведь от возможности говорить и высказывать свои желания, эмоции, просьбы, зависит развитие мышления, формирование внимания, воображения и памяти.

Причины отставания

Задержкой речевого развития принято называть отставание в этом плане от возрастной нормы. В принципе, такие дети просто немного позже начинают говорить. Однако это отставание сказывается на умственном и психологическом развитии, поэтому задержке речи уделяется так много внимания.

Причинами задержки речи могут быть:

— замедление развития нервных клеток, отвечающих за речь (обычно такое замедление обусловлено наследственностью);
— невостребованность речи: или с ребенком слишком мало разговаривают, или, наоборот, угадывают наперед его желания, таким образом не формируя самостоятельную потребность в выражении своих требований и эмоций словами;
— проблемы в работе головного мозга (разные травмы, инфекции, гипоксия, перенесенные внутриутробно, в процессе родов или в первые месяцы жизни);
— нарушения слуха: поскольку в основе формирования речи лежит услышанное ребенком, то проблемы со слухом существенно замедляют и восприятие речи окружающих, и воспроизведение звуков.

На что обращать внимание?

1. До 8 месяцев: произношение разных звуков.
Обычно младенцы пытаются произносить разные звуки, «гулят»: «а-а-а», «гу-у-у-у». Если же ребенок всегда молчит, стоит проконсультироваться с детским неврологом.
2. С 10 до 14 месяцев: понимание разных слов, обращенных к ребенку. Если он не оборачивается, когда его зовут, а для привлечения внимания взрослых использует только плач, стоит обратиться к врачу.
3. От 14 до 18 месяцев: узнавание на слух. Полуторагодовалый малыш обычно может угадывать на слух разные знакомые ему предметы, может показать на картинке то, что его просят: «Где зайчик?», «Где глазки?».
4. В 1,5-2 года: выполнение простых задач. Такие детки способны выполнить просьбы: «принеси чашку», «давай мячик» и т. п..
5. В 2-3 года: произнесение простых слов и фраз. Обычно в таком возрасте малыши способны произносить словосочетания, например: «дай пить», «пойдем гулять», «хочу кушать».
6. В 3-4 года: произношение словосочетаний и предложений, а также правильное произношение всех звуков. Обратить внимание нужно на правильное формирование простых предложений, а так же на правильное произношение всех звуков. Если в четырехлетнем возрасте ребенок не может говорить предложениями, а так же когда большинство звуков он произносит не правильно, стоит обратиться к логопеду и другим специалистам.

Диагностика задержки речи

Диагностировать проблему можно только тогда, когда речь ребенка сформирована, то есть в трех-, четрехгодовалом возрасте. Обычно такой диагноз ставят, когда время упущено, и корректировать развитие речи очень трудно. Поэтому родителям нужно уделять внимание развитию речи уже в самом раннем возрасте, в особенности это касается тех детей, у которых наблюдались проблемы во внутриутробном развитии, после рождения, неврологические заболевания. Поставить такой диагноз можно только после комплексного обследования у логопеда, психолога и невролога. Прежде, чем назначить лечение, выясняют причину, вызвавшую задержку речи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback на Вашем сайте.

Оставить комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.